«БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК»

Л.В. Марченко, д. Морозовка:

— Мой отец Василий Семенович Марченко родился в 1912 году в деревеньке Васильевка, что была когда-то близ д. Морозовка. Когда ему исполнилось 28 лет, а было это в 1940 году, его призвали в армию на воинскую  переподготовку. Но не прошло и половины её срока, как началась война. В это время он находился в Литве, на границе с Германией.

Много лет назад отец, вспоминая войну, с горечью в голосе и слезами на глазах  рассказывал, как приходилось отступать до самого Валдая. И лишь там приступили к строительству оборонительных сооружений. «Здесь мы простояли два года», — врезалась в мою память фраза из его рассказа. В чём же заключалось это «стояли» длинною в два года? А вот в чём. Отец  вместе с боевыми товарищами сопровождал машины по Ладожскому  озеру в блокадный Ленинград по «дороге жизни». Вот что он рассказывал:

— Тяжёлое для моего сердца было – это видеть изнеможенных жителей блокадного Ленинграда. Я думал, как же они настроены на победу! И сам тоже верил. Ведь если в таких тяжёлых условиях люди живут и надеются на что-то, то нам нужно стараться делать всё возможное, чтобы их спасти, помочь им хоть чем-нибудь. Иногда на другом берегу Ладоги машин с разными грузами скапливалось очень много, вывезти, доставить их до ленинградцев было невозможно. То обстрелы, то пурга, то лёд ещё совсем слабый. И люди голодали там,  в городе.

— Сначала, — вспоминал отец далее, — когда лёд был совсем слабый, проходил санный обоз. Потом – машины. Выезжали не более чем на пяти грузовиках и на большом расстоянии друг от друга. Это чтобы лёд не так сильно  прогибался и не треснул. Быстро ехать невозможно – лёд, скользко. Да и просто страшно было ехать по льду, особенно по не окрепшему. Едем, а кабины не закрываем. Фары на лёд светят, а сопровождающим нужно в него всматриваться. Ведь могут и трещины появиться. Нужно успеть крикнуть, чтобы водителя предупредить. И тогда выпрыгивали из кабины, чтобы не уйти под лёд с машиной. Бывало, машины проваливались под лёд и уходили на дно озера со всем грузом. А везли они продукты, медикаменты, одежду, почту. Бывали и трагические случаи, когда кто-то не успевал выпрыгнуть или трещины появлялись вокруг машины так, что прыгать было некуда. Вернее,  мужики выпрыгивали, но попадали в воду, и их засасывало за машиной. Спасти было невозможно. Мы, конечно, за своих товарищей боевых сильно переживали.

Немножко легче было, когда лёд становился толще.  Но тут другая беда начиналась – фашистские истребители. Озеро зимой замёрзшее, под снегом белое, как лист бумаги. А машины чёрные и хорошо видны издалека на озёрной глади, особенно с высоты. Старались маскировать машины белым материалом. Но иногда не успевали, нужно было срочно грузы доставлять. Вот и летели нас бомбить. От взрывов трескался лёд, рвались машины, опять гибли наши воины. Если вовремя замечали самолёты, то водитель с сопровождающими бросались в сугробы, чтобы хоть самим спастись.

А из Ленинграда мы везли взрывчатку для фронта. Ленинградцы хоть и голодали, но верили в победу. Также мы вывозили детей, больных и раненых, тех, кому в городе невозможно было помочь. Самое страшное, что мне пришлось увидеть, это как машина с людьми, провалившись, ушла под лёд. Спасти было невозможно…

Из наградного листа моего отца к медали «За отвагу»: «В боях с немецкими захватчиками тов. Марченко с 1941 года. Показал себя смелым, храбрым, дисциплинированным воином. Работая по доставке боеприпасов 20-й Гвардейской миномётной Краснознамённой бригаде на огневые позиции с 15 по 21 ноября 1944 года, доставлял досрочно, несмотря на плохое состояние дорог. В ночное время под обстрелом противника 19 ноября 1944 года машина тов. Марченко была выведена из строя от осколков мины, перебило рессору, но, несмотря на огонь противника, тов. Марченко быстро восстановил машину и вовремя доставил боеприпасы на огневые позиции…»

После снятия блокады отец продолжал воевать на 2-м Прибалтийском фронте. Конец войны и победу застал в Кенигсберге. Ранение было, к счастью, лёгкое: в кисть руки.  После войны ещё два года ему пришлось служить в армии.

Имел награды, в т.ч. орден Великой Отечественной войны 1-й степени, медали «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией»,.

 
По теме
Под Выгоничами столкнулись два грузовика: есть пострадавшие - Брянский объектив 16 июля около половины одиннадцатого вечера в оперативную дежурную смену Центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Брянской области поступило сообщение о ДТП под Выгоничами.
17.07.2018
 
Молодых конструкторов для БАЗ готовят в МГТУ им. Баумана. - Новый Путь АО «Брянский автомобильный завод» уже два года направляет группу выпускников брянских вузов, которые в период обучения в бакалавриате проходили производственную и конструкторскую практику на Брянском автозаводе,
17.07.2018
Марадону назвали президентом брянского «Динамо» - Газета Брянские новости Футбольный чемпионат мира завершился курьезом для брянцев. Одно из столичных изданий, представил подборку интересных моментов чемпионата мира, вспомнило и об эксцентричном поведении в ложе гостей Диего Марадоны.
16.07.2018 Газета Брянские новости
Танцовщица из Брянска на кастинге - Пламя Труда   Анастасия Попова из брянской студии танцевальных искусств «Шаг вперед» участвует в кастинге на роль в молодежном фильме.
16.07.2018 Пламя Труда
Работники Суражского краеведческого музея провели для учащихся летнего оздоровительного лагеря при школе №1 (начальник лагеря Н.А.
16.07.2018 Газета Восход
На Кубке России по легкой атлетике, проходившем в подмосковном Жуковском, брянские легкоатлеты завоевали четыре медали.
16.07.2018 Российская Нива
Под Выгоничами столкнулись два грузовика: есть пострадавшие - Брянский объектив 16 июля около половины одиннадцатого вечера в оперативную дежурную смену Центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Брянской области поступило сообщение о ДТП под Выгоничами.
17.07.2018 Брянский объектив